ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ
" -- У ребенка слабо развита речь…
-- У него плохая память…
-- Он медленно считает…
-- Он очень невнимательный…"
Подобные жалобы мы слышим и от педагогов на наших встречах, и от родителей, приводящих в наш центр своих детей. Такие нарушения часто называют - школьной дезадаптацией, о которой и пойдет сегодня речь.
В настоящее время мы все чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в начальной школе. А результаты официальной статистики показывают, что более одной трети детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что более одной трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но самая главная беда - наши дети остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу и учителей.
В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Уже в первом классе в 32 % случаев у детей формируется школьная дезадаптация (ШД). Что же следует понимать под ШД? Обычно рассматриваются три основных типа проявлений ШД: 1) неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включаю-щий такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков; 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, к педагогам, а также перспективам, связанным с учебой; 3) систематически повто-ряющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде. У большинства детей, имеющих ШД, достаточно четко могут быть прослежены все три указанных компонента, однако преобладание среди проявлений ШД того или иного из них зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой - от причин, лежащих в основе фор-мирования школьной дезадаптации.
На основании психоневрологического и нейропсихологического анализа причины школьной дезадаптации разделяются на четыре основные формы: 1) минимальные мозговые дисфункции; 2) неврозы и невротические реакции; 3) психические заболевания; 4) неврологические заболевания и их последствия. Остановимся на характеристике этих состояний более подробно.
Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации является минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как незрелость отдельных высших психических функций и их дисгар-моничным развитием. При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. Следует отметить, что по общему интеллектуальному развитию дети с минимальными мозговыми дисфункциями находятся на уровне нормы или в отдельных случаях ниже нормы, но при этом испытывают зна-чительные трудности в школьном обучении, которые проявляются в виде нарушений формирования навыков письма, чте-ния, счета.
Среди детей с ММД можно было выделить группу детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). СДВГ характеризовался несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной ак-тивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотно-шениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неук-люжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность. Следует отметить, что у многих детей с СДВГ наблюдались нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма, счета и внимания. Нарушения внимания возникали в условиях перенапряжения, стресса, когда к детям предъявлялись завышенные требования в ходе тех форм интеллектуальной деятельности, которые обеспечивались недостаточно сформированными высшими психическими функциями и навыками.
Этиология минимальных мозговых дисфункций у большинства детей определялась отягощенным анамнезом и прежде всего - различными неблагоприятными воздействиями на развивающийся мозг в периоды внутриутробного развития, родов и ранние органические поражения центральной нервной системы.
Помимо фактора раннего органического поражения центральной нервной системы (ЦНС), существенная роль в развитии ММД принадлежит генетическим механизмам. У значительного числа детей этиология ММД, повидимому, носила комплексный характер и определялась как ранним органическим поражением ЦНС, так и генетическими механизмами.
Вместе с тем многие подчеркивают, что наряду с биологическими (ранним органическим поражением ЦНС и гене-тическим) важную роль в формировании ММД у детей играют социально-психологические факторы. Внесемейные и внутрисемейные влияния опосредуют отдаленные воздействия на интеллектуальное развитие ребенка предшествовавших поражений ЦНС в ходе внутриутробного развития или во время родов. Повидимому, значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических факторов и прежде всего - внутрисемейной ситуации. Обращает на себя внимание высокая частота следующих двух негативных об-стоятельств: воспитание в неполных семьях (чаще в отсутствие отца); проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и/или неблагополучных бытовых условиях.
Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации явились неврозы и невротические реакции. Частота встречаемости неврозов и невротических реакций была значительно меньше, чем минимальных мозговых дисфунк-ций, зависела от пола обследованных детей и оказалась близкой у мальчиков и девочек. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, истеро-невротических состояний в этой группе детей были острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрас-полагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций были личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению, а также патология беременности и родов.
Таким образом, школьная дезадаптация оказалась весьма распространенным явлением среди учащихся начальных классов. Более половины случаев ШД обусловливались минимальными мозговыми дисфункциями, которые были диагно-стированы у 52,2 % школьников с проявлениями ШД и с аналогичной частотой среди мальчиков (52,4 %) и девочек (52,1 %). Неврозы и невротические реакции встречались среди детей с ШД значительно чаще среди девочек (38,7 %), чем среди мальчиков (22,2 %). С другой стороны, у мальчиков на возникновение ШД гораздо большее влияние оказывали неврологические (10,3 %) и психические (15 %) расстройства, в то время как у девочек с ШД они обнаруживались реже (7 и 2,2% соответст-венно).
Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности пси-хического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы выявить это развитие - вам необходимо, только выбрать время, и вместе с ребенком прийти в наш Инновационный Медицин-ский Центр "КОРПСАН". Нашим центром разработаны объективные критерии, с помощью которых, используя компью-терную технологию, можно установить уровень созревания мозга; психоэмоциональное состояние ребенка; определить его внутренние резервы; определить уровень дезадаптации ребенка, и если необходимо назначить лечение.
Лечение или коррекция (улучшение) работы головного мозга проводиться с помощью специальных низкоинтенсив-ных физиотерапевтических приборов, работающих в резонансе с биоритмами мозга. Большое внимание уделяется самостоятельной работе пациентов с приборами БОС (биологической обратной связи), позволяющими проводить самоконтроль и тренинг одновременно. На протяжении всего лечения проводится компьютерный анализ ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ и других показателей, позволяющих комплексно оценить состояние пациента и направить процесс лечения в нужном направлении. Что позво-ляет добиться положительного результата в минимальные сроки.
А может в вашем ребенке "спит гений", и вам нужно только разбудить его, сосредоточив все свое внимание на бо-лее высокий уровень обучения. Все это мы можем сказать, проведя исследования интеллектуальных и физиологических особенностей вашего ребенка. Приходите, мы ждем Вас! А пока предлагаем вам самим, используя "школьный гороскоп" определить некоторые показатели поведения ребенка.
"ШКОЛЬНЫЙ ГОРОСКОП"
"Любопытный торопыжка"
Если ваш ребенок родился под знаком Овна, можете быть спокойны - у него есть все шансы стать лучшим учеником в классе. Дети-Овны поражают быстротой реакции и способностью "схватывать" материал: в то время как весь класс еще "сидит" над задачей, Овен уже все сделал, опередив всех остальных. Но это качество имеет и оборотную сторону: такие дети не отличаются усидчивостью и терпением, <Рисунок>им больше нравится действовать, чем думать. Этому маленькому не-поседе очень трудно заставить себя делать уроки, когда вокруг столько всего интересного! В школе Овнам нелегко соблюдать привычную для одноклассников дисциплину, а назидания учителей часто воспринимаются ими в штыки. Да и с мнени-ем своих товарищей они не очень-то считаются. В "дружеских" спорах маленький Овен ни за что не сдает своих позиций и не меняет своего мнения. Объясните ребенку, что достичь своих целей можно, учитывая интересы других людей. А если ваш отпрыск любит поспорить, придется научить его терпению и умению прислушиваться к мнению окружающих.
"В одно ухо влетает, в другое вылетает"
Близнецы все схватывают на лету. Как правило, они хорошо учатся и занятия даются им легко. Однако они не всегда вни-кают в суть вещей. Нередко только что "усвоенный" материал улетучивается сразу после объяснения. Дети-Близнецы быстро переключаются на новую информацию, теряя при этом интерес к старой. Они живо интересуются любыми фактами, но вовсе не стремятся анализировать события. Обратите внимание вашего Близнеца на нравственное содержание событий, учите отличать хорошее от плохого. Следите, чтобы ребенок не засиживался за уроками допоздна: его нервная система склонна к перегрузкам. У Близнецов прекрасные способности к иностранным языкам, и их можно развивать с самого раннего детства.
"Медленно, но верно"
Тельцы, напротив, не отличаются скоростью реакций. Они не сразу включаются в поток школьной жизни. Но не расстраивайтесь: ваш ребенок усваивает знания хоть и медленно, зато прочно и глубоко. Тельцам гораздо легче воспринимать материал, если на уроках используются фильмы и красочные учебные пособия, а учитель объясняет практическую сторону изучаемых предметов. Абстрактные науки даются им с трудом. Ребенку-Тельцу очень важно, чтобы место, где он готовит уроки, было защищенным, он должен чувствовать себя в безопасности. Постарайтесь не отвлекать его по пустякам и не ру-гайте за неудачи. В состоянии волнения ваш Телец не сможет сосредоточиться над уроками.
"Романтик, а не математик"
Дети-Раки воспринимают все, происходящее в школе, сквозь призму своих эмоций и ощущений. Они могут хорошо успе-вать по предмету, который ведет полюбившийся учитель, и отставать по тем дисциплинам, где отношения с преподавателя-ми не складываются. Особенно это заметно в младших классах. Если ваш ребенок подавлен, замкнут и его отметки вас не радуют, скорее всего, этому виной чересчур строгий преподаватель или плохие отношения с одноклассниками. Постарайтесь разобраться, чем вызвано такое поведение ребенка: ведь в подобной ситуации его способностям нелегко раскрыться. Ваш Рак вряд ли станет великим математиком или физиком, ведь от природы он - гуманитарий и ему нравится все, что связано с историей, культурой и литературой. Дети-Раки обычно проявляют большие способности в науках, где требуется образное и ассоциативное мышление.
"Маленький зазнайка"
Львы самолюбивы с раннего возраста. Поэтому они стремятся хорошо учиться и командовать своими сверстниками. В школе они часто бывают заводилами и организаторами различных мероприятий, особенно активного отдыха. Но отношения с товарищами складываются не так уж легко: настоящей дружбе мешает высокомерие маленьких Львов. Самомнение им может помешать и в учебе - они настолько уверены в себе и своих знаниях, что часто не могут правильно оценить свои способности и возможности. Попытайтесь научить своего Львенка разумной самокритике, умению взглянуть на себя со стороны и уважать не только свои достижения, но и успехи друзей. Детям этого знака иногда сложно сосредоточиться на деталях и незначительных, с их точки зрения, фактах. Постарайтесь внушить ребенку, что такое невнимание к "мелочам" и подробностям может привести к поверхностным знаниям и, в конечном счете, к отставанию в учебе.
"Ученый кролик"
Как правило, школьники-Девы не доставляют хлопот ни родителям, ни учителям. Часто они бывают отличниками и их ставят в пример. Эти дети аккуратны, хорошо понимают, что такое порядок и дисциплина. Природа наделила Дев хорошими способностями и умением беспристрастно оценивать факты. У них аналитический ум и хорошая логика. Математика, физика и все естественные науки даются им без труда, чего не скажешь о гуманитарных предметах. Поэтому постарайтесь развивать у вашего ребенка воображение, чувство прекрасного, способность к восприятию гармонии и красоты. Занятия живописью или музыкой наверняка увлекут его и пойдут на пользу.
"Непослушный знайка"
У Скорпионов хорошие способности к учебе, но заниматься они будут только в том случае, если в школе им интересно. Эти дети обладают острым и живым умом, мгновенно воспринимают новые знания и видят суть предмета. Чтобы пробудить у ребенка интерес к школе, поощряйте его инстинкт исследователя, ведь Скорпионов манит все тайное и неизведанное. Если эту природную любознательность направить на учебу, то в дальнейшем из вашего отпрыска может вырасти великий ученый. У Скорпионов очень непростой характер: одним язвительным замечанием они способны нарушить мирное течение урока и вывести учителя из себя. Часто они ведут себя вызывающе, чувствуя себя умнее всех. Постарайтесь удерживать вашего забияку в рамках, иначе вам придется краснеть на родительских собраниях и встречаться с классным руководителем чаще, чем вам этого хотелось бы.
"Главное - не скучать"
Весы не любят бороться с трудностями, они предпочитают их не замечать. Нежелание вашего ребенка преодолевать сложности в учебе - это основная проблема, с которой вы столкнетесь. Те науки, которые им даются легко, Весы осваивают без проблем, а если изучаемый предмет их не увлекает, они могут потерять к нему интерес. Объясните ребенку, что люди, владеющие этими "скучными" предметами, пользуются уважением и популярностью в обществе. Ведь Весы - коллективи-сты, им нравится быть среди сверстников. И даже домашнее задание они любят делать вместе с друзьями. Можно поощрять эти совместные занятия, но следить за тем, чтобы дети поменьше болтали или играли, а побольше занимались делом.
"Добродушный весельчак"
Стрельцы любят учиться и часто бывают отличниками. Лучше всего они успевают по гуманитарным и общественным наукам. Они с удовольствием участвуют в общественной работе, любят организовывать клубы, кружки и диспуты на самые разные темы. Дети, рожденные под знаком Стрельца, - хорошие друзья, легко уживаются в классе и ладят с учителями. Их все любят за искренность, добродушие, остроумие и веселый нрав. Учиться им вовсе не сложно, они все схватывают на лету, поэтому долго не засиживаются над уроками. Но чтобы такая легкость не переросла в беззаботность, учите ребенка прове-рять домашние задания и самому находить в них ошибки. Стрельцы не любят вдаваться в детали, они хорошо видят суть предмета, но часто упускают из виду мелочи. Вашему маленькому Стрельцу может недоставать скрупулезности, усидчиво-сти и терпения, поэтому попробуйте объяснить ему, что мелкие детали могут оказаться чрезвычайно важными фактами.
"Вундеркинд в "ежовых рукавицах""
Водолеям учеба дается легко. Проблемы могут возникнуть из-за того, что в школе слишком скучно: по своим интеллекту-альным возможностям эти дети нередко превосходят сверстников. Они быстро схватывают новое, усваивают то, что другим непонятно. У них хорошие способности к точным наукам и технике, особенно - к электронике. Маленькие Водолеи очень оригинально мыслят и часто высказывают идеи, которые не понимают не только одноклассники, но и учителя. Таким детям подходят занятия по индивидуальным программам. На уроках Водолеям бывает просто нечем себя занять, и они могут получать замечания за плохое поведение. В подростковом возрасте Водолеи часто становятся неуправляемыми, начинают спо-рить с учителями и учинять всяческие акции протеста. Давайте вашему Водолею как можно больше пищи для ума, загру-жайте его новыми интересными занятиями.
"Тихий Наполеон"
Козероги не выделяются среди сверстников шумным поведением или выдающимися способностями. Это тихие, задумчи-вые дети, которые всего добиваются своим трудом и достаточно ответственно относятся к учебе. Они очень упорны, а их целеустремленность способна творить чудеса. Часто у школьников-Козерогов к старшим классам повышается успеваемость, когда подросток начинает правильно оценивать свои способности и ставить цели. Они с детства честолюбивы и стремятся подражать выдающимся людям. Поэтому, чтобы ребенок лучше учился, почаще ставьте ему в пример известных людей, добившихся успеха. Занимаясь дома, Козероги продуктивно мыслить могут только в одиночестве. Постарайтесь не отвлекать ребенка и устроить ему тихое и уединенное место для занятий.
"Рыбки с золотым сердцем"
Успеваемости школьников - Рыб обычно мешают несобранность и повышенная впечатлительность. Они слишком чувствительны, и поэтому в состоянии подавленности и волнения им трудно делать уроки или слушать объяснения учителя. Восприимчивость этих "неженок" дает им не только преимущества перед одноклассниками, но и рождает проблемы. С одной стороны, они умеют не просто понимать, а чувствовать знания, а с другой - излишняя эмоциональность нередко отвлекает их от занятий. Рыбы с раннего возраста наделены интуицией, у них прекрасное воображение. Этим утонченным натурам больше по душе гуманитарные науки, а не предметы, где требуется логика и точный расчет. Не ругайте ребенка за неудачи в школе, это только усугубит ситуацию. Попереживайте вместе с ним, и тогда он сделает все возможное, чтобы больше не огорчать вас.
664005 г. Иркутск, А/Я/ 4045, тел.: 592836.
д.м.н. В.В. Бутуханов.