В последние годы мы все чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в начальной школе. А результаты официальной статистики показывают, что более одной трети детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что более одной трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но самая главная беда - наши дети остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу и учителей.
Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.
Организм ребенка, все его органы и системы развиваются и созревают не одновременно, а в разном возрасте; и поэтому в каждом отдельном случае, на каждом этапе возрастного развития существуют свои особенности. Первоклассники, дети 6-7 лет, по принятой в физиологии и психологии возрастной периодизации относятся к первому детству (возраст от 4 до 7 лет).
В 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). А если представить себе, какую нагрузку испытывает этот еще не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат ребенка в классе, когда необходимо длительное время удерживать статическую сидячую позу, то становится ясно, почему ребенок так непоседлив, почему долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, формирование костей грудной клетки; и вполне понятно, почему нельзя "проходить мимо", если ребенок тяжело облокотился на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Позвоночник ребенка очень чувствителен к деформирующим воздействиям; а неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьезным изменениям, которые нарушат его рост и развитие.
При двигательном голоде у детей страдают обменные процессы, снижены работоспособность, сопротивляемость заболеваниям. И, скажем, решая вопрос - отдавать или не отдавать ребенка в школу с 6 лет, вы должны знать: самой тяжелой нагрузкой для него будет именно снижение двигательной активности (на 50%) - необходимость длительное время сидеть за партой, сохранять обязательную ученическую позу. Ведь от того, как он на это среагирует, хватит ли у него физических сил, будет зависеть и то, как станет он усваивать школьную программу.
В настоящее время общая медицина не имеет возможности определить эти параметры и дать точный ответ на этот вопрос. Нами разработана совершенно новая программа, которая позволяет измерить уровень развития и спрогнозировать возможности скелетно-мышечной системы Вашего ребенка.
Гиподинамию наиболее тяжело переносят дети, у которых неблагоприятно протекал ранний период развития, которые часто болеют, ослаблены, отстают в физическом развитии. Родители, как правило, относятся к ним охранительно, оберегая от нагрузок, - и тем еще более увеличивают слабость и отставание. А лучше как раз усилия, тренировки, пусть и тщательно дозированные, но регулярные.
Любые нарушения осанки вынуждают мышцы участвовать в обеспечении вертикального положения тела. При этом мышечная система постоянно находится в напряжении, на ее работу расходуется дополнительная энергия, что в итоге приводит к повышенной утомляемости. Кроме того, неправильная осанка может привести к нарушению деятельности различных органов и систем организма. Это происходит от ненормального распределения гравитационной нагрузки на внутренние органы и сосудистую систему. Также неадекватным нагрузкам подвергается спинной мозг, расположенный внутри позвоночного столба. В результате отмечается расстройства нервной системы, двигательного аппарата , головные боли, снижение аппетита, ухудшение деятельности органов дыхания , кровообращения, пищеварения, мочевыделения. Все это может неблагоприятно сказаться на учебе. Дозирование физической нагрузки в этот период должен определяться сохранением у ребенка правильной осанки. Ее характеризует симметричное развитие правой и левой половины тела, при этом поясничные и шейные отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной и копчиковый - назад. Естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, плечи слегка развернуты, живот подтянут.
Первичную оценку правильности осанки может сделать каждый. Для этого свободно встаньте спиной к вертикальной стенке. В норме Вы должны одновременно касаться стенки затылком, лопатками, ягодицами и пятками.
Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела , при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты , лопатки не выступают , а линия живота не выходит за линию грудной клетки. А можно сделать так: сантиметровой лентой измерьте расстояние от 7 шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток (ребенок во время измерений должен быть раздет до пояса и стоять в непринужденной позе). При нормальной осанке эти расстояния равны. Оценить осанку ребенка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу). Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга) * 100%. Если плечевой индекс равен 90-100%, у ребенка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о ее нарушении.
При любом отклонении от нормы, либо при болезненности в области лопаток, шеи следует обратиться к врачу, так как период перехода ребенка из детского сада в школу является самым критичным для более глубоких изменений в позвоночнике, а именно перехода просто нарушения осанки в сколиоз.
Сколиоз или сколитическая болезнь - это боковое искривление позвоночника с обязательным поворотом тел позвонков. Особенностью сколиоза является его неуклонное прогрессирование. Распознавание сколиоза чрезвычайно важно в ранние сроки его развития, так как только вовремя начатое лечение может предупредить его прогрессирование. Прогрессирование заболевания может привести к полной невозможности обучения в школе.
На современном этапе развития науки дифференциальная диагностика между нарушением осанки и сколиозом осуществляется с помощью современных компьютерных экспертных систем. Нашим центром разработана именно такая система, которая позволяет выявлять скрытые формы сколиоза (предболезнь), которые не могут быть выявлены любыми стандартными методами. С помощью этой же системы определяются адаптивные возможности организма ребенка, что позволяет прогнозировать конечный результат лечения. В случае выявления сколитической болезни необходимо использовать функциональные методы лечения: методы адаптивного биоуправления, магнитную, лазерную терапию, сегментарный массаж, электростимуляцию, лечебную физкультуру и т.д. Разработанные в нашем центре аналогичные методики с использованием портативных приборов биорезонансного воздействия и новой технологии их применения позволяет в 100 % случаев остановить прогрессирование болезни, а у детей больных сколиозом 1-3 степени в 80% случаев полностью устранить искривление.
Красивую и правильную осанку помогает выработать общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы рук, ног, спины, живота, шеи. Они достаточно просты и ребенок может выполнять их дома под контролем взрослых. Впереди у Вашего ребенка долгая и трудная дорога жизни. Проследите, чтобы он шел по ней стройным и сильным человеком.
д.м.н. В.В. Бутуханов
664005 Иркутск -5 , А/Я 4045 тел.: 592836.