Готов ли Ваш ребенок к школе?
(подготовка к школе)


Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими.
...А давайте вернемся назад. Итак, до школы еще год. Не рано ли думать о ней? Нет, не только не рано, но в ряде случаев уже налицо опоздание. Поэтому попробуем вместе разобраться: что необходимо и возможно сделать за оставшееся время? Что может помешать ребенку хорошо учиться? Отчего у него могут возникнуть трудности?
Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.
Организм ребенка, все его органы и системы развиваются и созревают не одновременно, а в разном возрасте; и поэтому в каждом отдельном случае, на каждом этапе возрастного развития существуют свои особенности. Первоклассники, дети 6-7 лет, по принятой в физиологии и психологии возрастной периодизации относятся к первому детству (возраст от 4 до 7 лет), а следующий возрастной период по этой классификации - второе детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки).
Один из таких периодов развития ребенка приходится на годы от 3 до 6-7 лет - именно на то время, когда начинается подготовка к школе, а затем и систематическое обучение. В эту пору жизни ребенок растет "не по дням, а по часам"; на шестом и седьмом году годичные прибавления роста составляют 8-10 см, а веса тела - 2,2-2,5 кг.
…Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, и может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.
Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы выявить это развитие, нашим центром разработаны объективные критерии, с помощью которых, используя компьютерную технологию, можно установить уровень созревания мозга; психоэмоциональное состояние ребенка; определить его внутренние резервы. Мы можем с точностью сказать, как поведет себя ребенок в стрессовой ситуации или в незнакомой ему обстановке, на что вам нужно обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе и в период обучения. И есть ли необходимость проведения коррекции (улучшения) работы головного мозга. А может в вашем ребенке "спит гений", и вам нужно только разбудить его, сосредоточив все свое внимание на более высокий уровень обучения. Все это подскажет наша компьютерная диагностика.
В последнее время среди школьников увеличился процент детей с умственной недостаточностью. По оценке Научного центра здоровья, 80 % детей и подростков страдают теми или иными нервно-психическими расстройствами. Что же является причиной этого роста? Если не учитывать наследственную причину, неблагоприятными факторами являются преждевременные роды, малый вес при рождении или кислородная недостаточность во время родов. Естественно, что все это повышает риск повреждения мозга. Однако исследование отклонения в интеллекте или эмоциях у детей лишь незначительную их часть отнесло к родовым осложнениям. Исследователи пришли к выводу, что психологические аномалии связаны с плохими условиями жизни. В этом случае их в 10 раз больше, чем у тех, у кого они могли быть следствием неблагополучных родов.
Анатомо-физиологической основой психологических отклонений, не связанных с наследственностью или родами, является отставание развития связей между нервными клетками. Причем отставание может быть более чем в два раза. Одним из мощных стимуляторов формирования сетевых контактов является воздействие микроволновых, магнитных и лазерных волн. К сожалению, использование стандартных физиоприборов для лечения детей противопоказано, так как мощность излучения недопустима. Нами разработаны портативные приборы для индивидуального пользования, излучение которых низкоинтенсивное и совпадает с биоритмами мозга. Этим самым удалось снять все противопоказания и значительно увеличить лечебный эффект.
Основным положением, которое мы используем при лечении детей - это создание стимулирующей среды. Она включает в себя три компонента: социальные условия, биорезонансное физическое воздействие на мозг и применение лекарств. Психологические исследования указывают на то, что стимулирующая среда может не только способствовать интеллектуальному развитию, но и компенсировать физический ущерб, причиненный в раннем возрасте.
И в заключение несколько советов, которые помогут вам подготовить вашего ребенка к школе.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.
Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.
Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

664005 г. Иркутск-5, А/Я 4045, тел.: 59-28-36.

д.м.н. В.В. Бутуханов

 

(С) Дизайн Фролов М.В. 2002 г.
 E-mail:saturn@38.ru

Хостинг от uCoz